ЖЕЛЕЗНЫЙ ПРИНЦИП
В связи с текстом нашей главы рав Ицхак Абрабанель задает 27 вопросов. В нашей статье мы попробуем рассмотреть шесть первых, касающихся начала главы.
- В первых стихах главы Моше говорит о том, как он упрашивал Вс-вышнего дать ему возможность войти в землю Израиля:
/23/ И МОЛИЛСЯ Я БОГУ В ТО ВРЕМЯ, ГОВОРЯ: /24/ “ГОСПОДЬ БОГ! ТЫ НАЧАЛ ПОКАЗЫВАТЬ РАБУ ТВОЕМУ ВЕЛИЧИЕ ТВОЕ И МОЩНУЮ РУКУ ТВОЮ; КТО ЖЕ ТОТ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ, КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ БЫ ПОДОБНОЕ ДЕЯНИЯМ ТВОИМ И СВЕРШЕНИЯМ ТВОИМ? /25/ ПЕРЕЙДУ Я, ПОЖАЛУЙСТА, И УВИЖУ Я ЭТУ ХОРОШУЮ СТРАНУ, ЧТО ПО ТУ СТОРОНУ ИОРДАНА, ПРЕКРАСНУЮ ГОРУ ЭТУ И ЛИВАН!”. /26/ НО РАЗГНЕВАЛСЯ БОГ НА МЕНЯ ИЗ-ЗА ВАС И НЕ СЛУШАЛ МЕНЯ. И СКАЗАЛ МНЕ БОГ: “ПОЛНО ТЕБЕ, НЕ ГОВОРИ МНЕ БОЛЬШЕ ОБ ЭТОМ! /27/ ВЗОЙДИ НА ВЕРШИНУ ПИСГИ, И ВЗГЛЯНИ НА ЗАПАД, И НА СЕВЕР, И НА ЮГ, И НА ВОСТОК, И ПОСМОТРИ ГЛАЗАМИ СВОИМИ, ИБО НЕ ПЕРЕЙДЕШЬ ТЫ ЭТОТ ИОРДАН!/28/ И ДАЙ ПОВЕЛЕНИЯ ЙЕГОШУА, И УКРЕПИ ЕГО, И УТВЕРДИ ЕГО, ИБО ОН ВСТАНЕТ ВО ГЛАВЕ НАРОДА ЭТОГО И ОН ЗАВОЮЕТ ДЛЯ НИХ СТРАНУ, КОТОРУЮ ТЫ УВИДИШЬ”. /29/ И ОСТАВАЛИСЬ МЫ В ДОЛИНЕ НАПРОТИВ БЕЙТ-ПЕОРА.»
Средневековый комментатор Писания Ибн Эзра спрашивает: почему подробно об этом событии рассказывается здесь, какая связь с темой главы вообще?
- По мнению РаШИ, Моше молил о возможности войти в Израиль после войны с Сихоном и Огом, но почему именно тогда? Тем более, что стих подчеркивает «в то время», т.е., сразу после приговора.
- Почему об этом не упоминалось в книге Бемидбар, там, где это произошло?
- Почему стих 24 является вступлением к просьбе Моше отменить приговор? Какая связь есть между величием Творца и желанием Моше оказаться в земле Израиля?
- Почему отказ Вс-вышнего никак не объясняется в Торе? Да еще такой суровый, с запретом повторения просьбы! Что стоит за этой отповедью?
- Почему в конце этого отрывка указывается, что народ Израиля располагался напротив идола Бааль Пеора?
Наша первая задача – разобраться, что означает выражение «в то время». РаШИ идет по простому пониманию и считает, что имеется ввиду хронологическая последовательность – в конце прошлой главы говорилось о войне с Сихоном и Огом, значит, просьба Моше была высказана сразу после этого. РаШИ говорит: «После завоевания мною земли Сихона и Ога я подумал: Быть может, расторгнут зарок (о том, что мне не ступить на землю Кнаана, ведь земля Сихона и Ога является частью ее) [Сифре].»
Приговор Вс-вышнего гласил, что Моше не введет народ в Землю Обетованную. Моше увидел, что не смотря на это, Б-г позволил ему ввести народ в «прихожую» земли Израиля, и эти земли отныне вливаются в домен Израиля. Это вселило в него надежду, что, возможно, Вс-вышний изменил свой приговор.
У этого объяснения есть два слабых места: во-первых, нет никакой причины относиться к землям Сихона и Ога как к Святой Обетованной земле, границы которой неоднократно упоминались в Торе и после этой войны. Вс-вышний говорит с Моше и подчеркивает, что народ Израиля еще стоит на пороге Святой Земли и пока не вошел в нее. Война с Сихоном и Огом ничем не отличалась принципиально от тех войн, которые народу пришлось вести в пустыне, например, с Амалеком.
Во-вторых: Если Моше считает, что он уже перешел границу обетованной земли, то зачем нужна его мольба? Приговор или уже отменен, и тогда нет никакой необходимости молить Вс-вышнего о его отмене, или не отменен, и тогда нет причин для ложных надежд! Глагол «легитханен» (молить) очень экспрессивен, и Мудрецы отмечают, что он связан со словом «хинам» (бесплатно, просто так), и выражает просьбу ко Вс-вышнему, не имеющую под собой никаких оснований и заслуг человека.
РаМБаН и другие комментаторы решают эти проблемы посредством переосмысления слов «в то время». Они объясняют, что выражение относится к более раннему периоду, когда только был получен приговор Вс-вышнего. Это прекрасно объясняет просьбу Моше, но только усиливает третий вопрос – зачем Моше упоминает это сейчас? Если мы внимательно проанализируем другие места, где употребляется это выражение, то поймем, что подобное толкование будет весьма проблематичным.
Это выражение несколько раз присутствует в речи Моше (книге Дварим). Первый раз – в начале его слов (1:9), затем в 18 стихе. Следующие 2 раза – в главе 3, стихи 18 и 21, и они относятся ко времени после войны с Сихоном и Огом. Есть сильное ощущение, что Моше выстраивает перед нами историю событий, не отклоняясь в их хронологии, и перед каждым событием указывается, что оно имело место «в то время». Становится ясно, что хронологический порядок не просто сохраняется, а даже особо подчеркивается. Вывод: мольба Моше имела место после войны с Сихоном и Огом, как и говорит РаШИ.
Эта точка зрения получает дополнительный вес в свете сказанного в начале молитвы Моше, и тут мы можем видеть, насколько неслучайно Тора выбирает слова. Моше говорит: «Ты начал показывать своему рабу Твое величие и Твою сильную руку…». Глагол «гахилота» (начал) не очень распространён в Торе. Но несколько стихов перед этим Вс-вышний говорит: «Смотри, Я отдаю тебе Сихона и его землю». Параллель между этими стихами ясна – война с Сихоном была началом демонстрации мощи Вс-вышнего, и это главная тема восхвалений Моше в начале главы. Таким образом, мы возвращаемся к вопросу – какая связь между победой над Сихоном, произошедшей за пределами Израиля, и просьбой Моше?
Если мы внимательно перечтем комментарий РаШИ, то сможем увидеть в нем намек на эту связь. РаШИ, очевидно, считает, что победа над Сихоном является подходящей причиной для просьбы отменить приговор, только причиной психологической, а не логической. С логической точки зрения основание просьбы Моше достаточно слабо. Но с психологической – победа над превосходящим противником на границе с Израилем не могла не поднять дух Моше, и вновь возродить в его душе искру надежды все же выполнить предназначение всей своей жизни. РаШИ говорит, что Моше «вообразил себе», что приговор отменен, и слово выбрано не случайно – оно указывает на слабость рационального зерна. А чтобы превратить иррациональную надежду в уверенность, нужна молитва и мольба – то, на что Моше может и не пошел бы, если бы уже не ощутил вкус земли Израиля при подготовке к ее завоеванию путем расчистки плацдарма.
Чтобы еще лучше прояснить этот момент, мы должны вспомнить, какова цель глав, открывающих книгу Дварим. Это не изложение исторических событий – то было сделано в книге Бемидбар. Это – последняя речь Моше, обращенная к народу. Все, что в ней говорится, прежде всего следует рассматривать сквозь призму идеи, которую хочет передать Моше. Это его последнее наставление народу перед исполнением обещания Творца – входом в землю Израиля, который евреи осуществят уже без Моше. И если молитва Моше была недостаточно важным событием, чтобы упомянуть о ней тогда, когда это произошло, то зачем упоминать ее сейчас?
Думается, что Моше хочет передать некую общечеловеческую склонность, комплекс под названием «все должно идти так, как мне хочется». Когда Моше обратился ко Вс-вышнему, он не сказал «Ты начал отдавать народу землю», а сказал «Ты начал показывать рабу своему Свое величие и сильную руку Свою». Акцент здесь не на том, что совершил Вс-вышний, а на том, какой смысл это имело для Моше Рабейну. Моше признает, что то, что толкнуло его на эту мольбу – это острое ощущение величия Творца, проистекающее из того, что Тот сотворил Своей сильной рукой на войне с Сихоном и Огом. Начался переломный момент истории, воздух напоен ароматом победы, и народ Израиля, предводительствуемый самим Вс-вышним, неудержимо движется к своей цели, находится в состоянии высочайшего подъема, «Бе-симан тов у-мазаль тов», и Моше подпал под это эйфорическое ощущение, когда кажется, что ничто не может пойти не так. Конечно, это далеко от логической причины. Нет никакой связи между победой и наказанием Моше. Но психологически очень тяжело принять тот факт, что когда воздух земли Израиля уже наполняет твои ноздри, когда сорокалетние блуждания подошли к концу, ему следует уйти.
И он говорит: Б-же! Если Ты дал мне возможность участвовать в этих великих победах, поднявших дух народа на недосягаемую доселе высоту – я должен продолжать!
Интересно, что Моше вообще не упоминает о приговоре – он не просит, чтобы Вс-вышний дал ему перейти через Иордан, а говорит: «Перейду я пожалуйста через Иордан…», и можно уловить тут идею, что если я дошел до этого места, то естественно будет продолжить путь далее.
Теперь мы можем понять связь мольбы и победы, смысл вступления в молитву, которое говорит не о победе как таковой, а о том, что КТО ЖЕ ТОТ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ, КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ БЫ ПОДОБНОЕ ДЕЯНИЯМ ТВОИМ И СВЕРШЕНИЯМ ТВОИМ? Новая действительность, где Вс-вышний присутствует как реальная и узнаваемая сила, идет семимильными шагами. Чувствительное ухо может уловить в этой мольбе мощное крещендо мелодии воцарения Вс-вышнего над миром, победный марш сфер. Фраза ПЕРЕЙДУ Я, ПОЖАЛУЙСТА, И УВИЖУ Я ЭТУ ХОРОШУЮ СТРАНУ, ЧТО ПО ТУ СТОРОНУ ИОРДАНА, ПРЕКРАСНУЮ ГОРУ ЭТУ И ЛИВАН» не только естественна в данной ситуации – она напрашивается сама собой.
Реакция Вс-вышнего отличается категоричность и лаконичностью. «ПОЛНО ТЕБЕ, НЕ ГОВОРИ МНЕ БОЛЬШЕ ОБ ЭТОМ!» Творец не упоминает тот грех, что послужил причиной приговора – события у Вод Раздора. Сама просьба попросту неуместна, с Его точки зрения. Почему? Не потому, что неправильно обращаться к милосердию Вс-вышнего. И не потому, что не следует пробовать переубедить Творца изменить свой приговор (так, как Моше неоднократно поступал, защищая евреев от гнева Вс-вышнего). Дело в том, что психологическая основа просьбы Моше отражает искажение истинной веры и подрывает отношения между слугой Вс-вышнего и Господином. Вс-вышний не является природной силой, или силой слепой судьбы. Нет «благоприятных периодов» в истории, творимой Вс-вышним. История – это не колесо фортуны, которое поднимается и опускается с определенной механичностью, и человек может «поймать волну» и подняться вверх, как думали древние греки. Подобные убеждения сродни колдовству и гаданию, вере в слепые и дикие силы природы, между которыми можно маневрировать, добиваясь успеха, или избежать их влияния и спасись от неминуемой гибели. Неудача Моше в попытке все же войти в землю Израиля коренится лишь в моральной природе его связи со Вс-вышним, и нет никой связи между приговором и «хорошим временем» в истории. Тот факт, что Моше Рабейну стал свидетелем проявления величия Вс-вышнего, не изменяет того факта, что личная судьба Моше определена – он не войдет в Святую Землю! Не важно, что было вчера – судьба сегодняшнего дня зависит только от связи с Творцом.
Это объясняет, почему Моше описывает это здесь. Тут содержится важнейший урок для народа Израиля, и это – часть завещания Моше, предупреждающего и воспитывающего свой народ даже на пороге смерти. Помните – говорит он – не важно, как пойдет исторический процесс, каждый из вас будет судим по делам его, в зависимости от своего личного уровня праведности. Вам необходимо развивать и усиливать связь со Вс-вышним, и не надеяться на то, что общий подъем принесет вам личный успех.